Среда, 24 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Национализм - гибельный путь для России

Приводим полный текст интервью Председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина сайту Kreml.org:  

О российской культуре и государственности размышляет Равиль Гайнутдин, Председатель Совета муфтиев России.  

- Возможен ли современный мир без России?  

- Конечно же, мир без России - это совсем не тот мир, который объективно сложился за последнюю тысячу лет. А в последние триста лет Россия играла и играет существенную и во многом определяющую роль на мирной политической арене.  

Российская культура общепризнанна. Невозможно представить себе общемировую культуру без Александра Пушкина, Льва Толстого, как и мировую науку - без Ломоносова и Менделеева; только перечисление имен займет не одну страницу.  

Но есть еще и роль России как субъекта геополитики и цивилизационного развития человечества. Россия страна, где на широких евразийских просторах соединились в некое новое качество черты Европы и Азии. Это не механическое слияние и не эклектическое заимствование чужого - народам нашей страны искони присущи такие свойства, которые можно наблюдать по отдельности и у западных, и у восточных народов. Более того, эти свойства творчески развиты народами нашей страны и творчески соединились, не растворяясь, в единой российской цивилизации.  

Поэтому не совсем верно утверждение, что Россия - это мост между Европой и Азией, ибо функции моста слишком просты. Россия же - особый континент, на котором происходит синтез цивилизаций без утраты самобытности входящих в единое целое компонентов. Это, если хотите, "гора самоцветов", как удачно назвали мультсериал по мотивам фольклора и мифов народов, населяющих нашу страну. Или, говоря по-научному, "единство в многообразии".  

Каждый коренной народ нашей страны имеет возможность сочетать свою самобытность с единой политической и геополитической субъектностью государства, с единым суверенитетом. В этом и есть смысл российской государственности в ее внутреннем разрезе.  

Такой творческий сплав культур в единой цивилизации уникален; ни империи прошлого, ни нынешний Евросоюз подобного не имеют. Страны Европы объединены прагматическими договорными отношениями, но они совершенно обособлены друг от друга как субъекты цивилизации, политики и геополитики. Поэтому российская государственность, выстраданная многими поколениями наших предков, имеет общемировую ценность как модель цивилизации, которую европейцы еще не сформулировали даже теоретически.  

Другое дело, что не все у нас получалось и получается на практике, в нашей истории много пролито безвинной крови, есть и сегодня немало тормозящих факторов, уклонов в крайности, однако цивилизационный фундамент у нас правильный, системообразующий и наиболее перспективный для будущего развития всего человечества.  

- Чем обусловлено территориальное, культурное и историческое единство России?  

- Это единство обусловлено, прежде всего, взаимным тяготением народов. Наш великий ученый Лев Гумилев назвал это "комплиментарным союзом". Чтобы контролировать огромное и необжитое пространство, одного народа мало - нужен союз народов, причем искренний союз, не только взаимовыгодный, но и взаимоуважительный. А для этого входящие в него народы, в первую очередь - наиболее многочисленные народы, должны относиться к другим народам, даже самым малочисленным, с уважением, как к равным, как к родным братьям. И сегодня задача обеспечения суверенитета как залога соблюдения национальных интересов диктует необходимость не только сохранения, но и упрочения комплиментарного союза, требует не пресловутой западной "терпимости", а подлинной дружбы народов, постоянно подчеркиваемой и стимулируемой на государственном уровне.  

Безусловно позитивным фактором нашей текущей внутренней политики является то, что Президент России В. В, Путин ввел практику проводить многие важные мероприятия, включая международные, не только в столице, но и в разных регионах России. Его визиты в Татарстан, в Дагестан, в Чеченскую республику являются символическими актами, подчеркивающими как комплиментарность союза народов России, так и единство в многообразии.  

Концепция "русской нации" является искусственным, надуманным образованием, не имеющим опоры в реальности и в реальной истории. Термин "Русская земля" принадлежит далекой истории. После разрушения Киева в 12 веке другими русскими князьями во главе с Андреем Боголюбским, единая русская государственность, имевшая конфедеративный характер, де-факто и вовсе прекратилась. Последние остатки этнически "русской государственности" на севере Руси были уничтожены царем Иваном Грозным в его походе на Великий Новгород.  

В составе Золотой Орды народы на этническом уровне перемешались, говорить о "чистоте крови" какого-то одного народа стало, мягко говоря, затруднительно, различия стали проводить по языковым и религиозным признакам: продолжительное время "русскими" называли последователей византийской ветви православия независимо от цвета кожи и разреза глаз, а "татарами" - всех мусульман, даже кавказских. Вот для обозначения государствообразующей нации с 15 века и вошел в оборот другой, казалось бы синонимический термин "российский", который и лег в название нашей страны позднее, в 18 веке - "Российская империя".  

В советский период термин "русский" перестал означать религиозную принадлежность. Сегодня "русским" в обиходе называют некий обобщенный славянский этнический тип, который весьма отдаленно и крайне редко напоминает признаки русского этноса 10 - 12 веков (светловолосые и голубоглазые). Народы генетически перемешались, а русский язык служит единым языком общения. Однако введение в словоупотребление двух изначальных синонимов "русский" и "российский" (на других языках они обозначаются одним словом) сыграло с нами злую шутку; эти синонимы для нас разделились, мы стали их друг другу противопоставлять.  

В других странах "француз" - это не какой-то этнический тип, измеряемый по черепу, крови, принадлежности к религии и т.п., а просто гражданин Франции. Также "американец", "англичанин"... И у нас только "россиянин" - это гражданин России. А "русский", как считают некоторые экстремисты, это - член некоей привилегированной касты, который должен иметь больше прав, чем другие, только по якобы наличию в нем более "чистой" славянско-арийской крови. Это гибельный путь, приводивший к полному краху многих империй: наиболее яркий и масштабный пример прошлого века - это Германия под началом Гитлера.  

Есть великий русский народ, исторически сплотивший союз самобытных и равноправных народов и видящий свою миссию в превращении этого союза в один из важнейших центров общемировой цивилизации. И этот народ не должен ни в коем случае обособлять себя от других народов - своих братьев, которые хотят вместе с русским народом и далее строить безопасное и счастливое будущее. От термина "русская нация" лучше либо совсем отказаться, либо понимать под ним всех россиян. В основу общероссийской идентичности должна быть положена гражданская идентичность.  

- Говорит ли социально-экономическая катастрофа 90-ых годов о несостоятельности российской государственности?  

Конечно же, нет! Была несостоятельность правящего режима, крах его идеологии. То же самое было и в 1917 году. Большевики сумели исправить пороки национальной политики царского режима, следовавшего византийским утопиям, но сами последовали за другими утопиями, приведшими к такому же результату. Правда, сегодняшняя Российская Федерация - все-таки больше и крепче, чем РСФСР, оставшаяся в 1917 году после краха монархии. И нам не нужна, как в 1918 году, гражданская война для собирания утраченных земель в единую империю. Нужно скорее создать справедливое общество и социально ответственное государство, и тогда тяготеющие к нам народы, оставшиеся по воле безответственных политиков за бортом российской цивилизации, снова будут с нами.  

- В чем смысл патриотического чувства?  

Мы и должны быть проповедниками уникальной российской цивилизации во всем мире. Нам есть чем гордиться. Патриотическое чувство великий русский поэт определял как "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам". Для нас, мусульман, любовь к свой земной Родине является еще и священным долгом. Для нас Родина - это место, где живут наши родственники - все россияне, члены единой большой семьи. И поэтому в отношении с другими нациями мы всегда чувствуем приоритет наших российских интересов, интересов нашей великой семьи.  

- Что Вам лично дала принадлежность к русской культуре?  

- Я вижу Россию как многонациональную и многоконфессиональную державу, в которой мирно живут в добрососедстве и взаимном уважении представители разных религий и культур. Ведь Аллах, да будет слава Ему, говорит в Коране: "Мы создали вас разными племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга". Мне, представителю татарского народа, познание русской культуры многое дало, расширило мои знания, дало ощущение принадлежности к единому Отечеству для русских, татар, башкир, чувашей, калмыков и других.  

- Можно ли выразить духовный облик России через какой-либо зримый символ?  

- На сегодня официальный герб России вполне выражает ее духовный облик. Будучи возрожден в начале 90-ых годов, он, согласно его виду и описанию, не несет сегодня моноконфессиональной нагрузки, каковая была у него до 1917 года. Впрочем, двуглавый орел, известный еще в древнем Египте при Птолемеях и заимствованный оттуда Восточно-Римской империей, из которой он и попал в Московию, имел вполне общечеловеческую символику - только с течением времени в России ему стали придавать черты одной религии.  

Сам по себе двуглавый орел - символ единства в многообразии, о чем я уже говорил, и это подходящий символ. Условный всадник-герой, побеждающий дракона - также удачный символ героя, спасающего нашу страну от врагов.  

Возможно, в недалеком будущем будут предложения по насыщению государственной символики какими-то новыми идеями, но на сегодня символы вполне отображают реалии.  

- С чем Вы связываете будущее российской культуры?  

- Понятие российской культуры должно расширить свои границы, Например, творческое наследие таких великих татарских поэтов, как Габдулла Тукай и Муса Джалиль, во всех учебниках России должны стать неотъемлемой компонентой российской культуры. Нужна многовекторность и в освещении истории нашей страны, и в целом в культуре.  

Российская государственность имеет все возможности для того, чтобы у нее было великое будущее. И связано это с выбором стратегического пути развития. Если развитие пойдет по пути национализма, то будущего не будет - будут кровь, страдания и политический крах.  

Если развитие пойдет по пути упрочения комплиментарного союза народов России, то Россия не только сама достигнет больших высот, но еще и другим покажет пример. Давайте крепить межнациональное братство и межконфессиональное добрососедство в нашей стране!  

14 июня 2006 г.  


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку