Guardian
Повторяя клевету на ислам, уходящую
корнями в мрачное Средневековье, папа усиливает опасения мусульман, что против
них организуется новый крестовый поход.
Реакция Папы на волну возмущения в
мусульманском мире, вызванную его словами, была еще более оскорбительной, чем
сами эти высказывания. Он извинился не за свои слова, а фактически за мусульман,
которые, дескать, не смогли понять, что он имел в виду.
В том, что Папа,
говоря об исламе, воспользовался цитатой из византийского текста, нет ничего
удивительного. Между отношением Мануила Палеолога к этой религии - выраженным в
словах, на которые ссылался Папа - и взглядами самого Бенедикта существует
полная преемственность. Церковь и сегодня пользуется массивным корпусом понятий,
образов и нарративов, связанных с исламом, который она унаследовала со времен
Средневековья. В этих источниках ислам изображается как лжеучение, насаждающее
насилие и разврат, а пророк Мухаммед называется негодяем, колдуном, архиеретиком
и предтечей Антихриста.
Хотя латиняне - враги Константинополя - вряд ли
проливали слезы из-за того, что в 7 веке две трети принадлежавших империи земель
перешли в руки мусульман, они сделали все возможное, чтобы сохранить
византийское литературное наследие, связанное с исламом. В 11-14 столетиях эти
тексты использовались пропагандистской машиной церкви для нагнетания
крестоносной истерии в христианском мире. Реформация существенно дополнила этот
корпус литературы, и распространяла его идеи в Европе уже в Новое время. Авторы
одного из христианских текстов 17 века не жалеет черной краски для изображения
мусульман. Их называют "отравой, язвой, ядовитыми змеями, псами, проникшими в
святой храм".
Хотя сегодня подобные метафоры и уступили место обычной
лексике, апеллирующей к логике, пусть и субъективной, методологическая основа
остается прежней. Ислам по прежнему воспринимается как нечто чуждое, как
воплощение зла. Только в этом контексте мы можем полностью осознать смысл
заявлений Папы, да и многих других высказываний об исламе, которые приходится
слышать сегодня. Свободу слова необходимо отстаивать, но этой свободой нельзя
прикрываться, нагнетая враждебность к другим расам и религиям.
Вот вам
один парадокс: Папа подчеркивает совместимость логики и веры, приводя это в
качестве свидетельства о превосходстве христианства над исламом, но сам тезис
принадлежит ибн Рушду по прозвищу Аверроэс - философу-мусульманину из Андалусии.
Именно на основе концепции Рушда средневековая церковь сумела примириться со
столь милым сердцу Бенедикта рационализмом.
В своей лекции Папа уделил
большое внимание веротерпимости. К несчастью для него, история политики церкви в
отношении "чуждых" религий отмечена насилием и агрессией: гонениям подвергались
все - иудаисты, язычники, еретики и "неверные".
Сейчас и дня не проходит
без призыва к "реформированию ислама" - которое сам Папа Бенедикт XVI считает
невозможным. Может быть, пора потребовать того же от Католической церкви и ее
непогрешимого понтифика? Ей, несомненно, необходимо радикальным образом
пересмотреть свою концепцию, создающую пугающий образ ислама, его пророка и
приверженцев. Вместо того чтобы извиниться за кровь мусульман, пролитую с
благословения церкви во времена крестовых походов и Реконкисты, папа предпочел в
очередной раз насыпать соли на еще не зажившую рану. Из-за него пропасть между
двумя религиями только углубилась. Он вновь противопоставил крест
полумесяцу.
Высказывания Папы служат для мусульман от Танжера до Джакарты
убедительным свидетельством того, что против них в открытую ведется война -
причем стразу на трех фронтах: политическом, военном и религиозном. Понтифику не
стоит удивляться, что его слова вызвали столь мощную реакцию в исламском мире:
мусульман до глубины души возмущают попытки отбросить их назад, в эпоху
колониализма и "цивилизаторской миссии" Запада.
>Кто теперь сможет убедить
мусульман, что Запад не начал против них новый крестовый поход, основанный на
альянсе Буша с Бенедиктом, властей светских и духовных?
Сумайя Гханнуши -
научный сотрудник Школы по изучению Востока и Африки (School of Oriental and
African Studies) при Лондонском университете. Она исследует средневековую
христианскую литературу об исламе
19 сентября 2006
("The Guardian",
Великобритания)
Источник - ИноСМИ |