Завершившийся 1 декабря четырехдневный визит Папы Римского
Бенедикта XVI в Турцию западные СМИ в один голос признали успешным. По мнению
госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне, турецкий вояж Понтифика
"принес позитивные результаты в политическом плане" и "положительно повлиял на
восприятие Папы турецким обществом". Так ли это на самом деле?
Под
"политическим успехом" можно понимать, например, в целом удачную попытку
"задобрить" турецкие власти, возмущенные "регенсбургской лекцией" Бенедикта XVI.
Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил, что во время краткой беседы с ним
в аэропорту Анкары 28 ноября Папа выразил поддержку вступлению Турции в
Евросоюз. Газета Chicago Tribune назвала это "умным маневром" Понтифика. Однако
на фоне призывов Еврокомиссии к странам ЕС приостановить переговоры с турецким
правительством жест Бенедикта XVI, всегда скептически высказывавшегося по поводу
евроинтеграции Турции, скорее напоминал дипломатический прокол.
Ватикану
пришлось отыгрывать назад и делать оговорки. Пресс-секретарь Святого Престола
священник Федерико Ломбарди заявил, что Папа всего лишь "выразил солидарность
идее "альянса цивилизаций", которую поддерживает премьер Эрдоган", а Ватикан "не
может повлиять на вступление Турции в ЕС". Да и тон высказываний Бенедикта XVI о
перспективах евроинтеграции Турции по ходу пребывания на берегах Босфора успел
поменяться.
Совместное заявление, которое сделали 30 ноября Папа и
Константинопольский Патриарх Варфоломей I, содержит несколько существенных
пассажей, касающихся ЕС. Обозревателей турецкой газеты Milliyet насторожил тот
акцент, который Понтифик и Патриарх сделали на "сохранении христианских корней
Европы", - не секрет, что в мусульманской Турции идею ЕС как "христианского
клуба" воспринимают крайне негативно. А слова о необходимости "защиты прав
религиозных меньшинств" - прямая инвектива в адрес Турции, дублирующая критику
со стороны Евросоюза.
Представители ЕС требуют от турецких властей
обеспечения полной свободы вероисповедания для немусульманских религиозных
меньшинств. Прежде всего это касается христиан: православных, католиков,
представителей древних Восточных Церквей и протестантов. "Полная свобода"
предполагает защиту имущественных прав Церквей и открытие религиозных школ, в
частности православной семинарии на острове Халки, закрытой в 1971 г.
Теплая встреча Бенедикта XVI и Варфоломея I, свидетельствующая об
укреплении связей между Римом и Константинополем, не могла вызвать приступов
радости у турецких властей. Тем более что Папа нон-стоп именовал Варфоломея I
Вселенским Патриархом. Для правительства Турции этот титул - как красная тряпка,
намек на создание "православного Ватикана" на турецкой территории.
Примечательно, что журналисты, освещавшие встречу глав Церквей, долгое время не
могли получить аккредитацию - турецкий МИД и Совет по делам печати не разрешали
Константинопольскому Патриархату распространять аккредитационные карты, на
которых Варфоломей I был обозначен как Вселенский Патриарх.
Кстати,
совместное заявление Папы и Патриарха, их встречу и экуменическую молитву в
церкви Св. Георгия на Фанаре западные СМИ также склонны расценивать как
"политический успех" Святого Престола и значительный прорыв в
православно-католических отношениях. Хотя весь "прорыв" де-факто заключается в
том, что Папа, обращаясь к верующим с балкона патриаршей резиденции 30 ноября,
назвал разделение Церквей "скандалом для всего мира". Это не более чем
терминологическое и риторическое новшество, тогда как взаимоотношения Рима и
Константинополя стабильны и прочны с 1965 г., когда Папа Павел VI и Патриарх
Афинагор I приняли декларацию о взаимном снятии анафем. Напомним, что
приглашение Бенедикта XVI было изначально инициативой Варфоломея I,
"перехваченной" впоследствии турецким правительством.
У папского визита
в Турцию была еще одна цель - Бенедикт XVI должен был расположить к себе
турецких мусульман, гневно реагировавших на "регенсбургскую лекцию". Встречаясь
с главой турецкого Совета по делам религий Верховным муфтием Турции Али
Бардакоглу, Понтифик повторил уже не раз звучавшие за последние месяцы слова о
необходимости межрелигиозного диалога и неприемлемости исламофобии. Свои слова
он подкрепил не только стандартными ссылками на Папу Иоанна Павла II и документы
II Ватиканского Собора, но и цитатами из "дружеского" письма Папы Григория VII к
мавританскому эмиру 1076 г.
Пример Григория VII как иллюстрация
исламо-христианского диалога выглядит более чем странно. Это своего рода ноу-хау
Бенедикта XVI. Письмо эмиру Римский Понтифик, конечно, писал, но в историю вошел
скорее благодаря своим призывам к освобождению Святой Земли от турок в 1074 г.,
чем миролюбивой переписке с исламскими лидерами. Так что, судя по всему, налицо
еще один просчет ватиканской дипломатии.
Впрочем, встреча с Али
Бардакоглу - официоз. "Завоевать сердца" турецких мусульман был призван другой
жест Понтифика - молитва в мечети султана Ахмета (Голубой мечети) в Стамбуле
вечером 30 ноября. Фото Папы, молящегося рядом с муфтием Стамбула Мустафой
Чагрыджи с лицом, обращенным в сторону Мекки, обошло передовицы многих турецких
газет. "Мир в Стамбуле", "Папа получил прощение в мечети султана Ахмета", -
гласили газетные заголовки.
Впрочем, волна протестов, всколыхнувших
исламский мир после "регенсбургской лекции", давно пошла на убыль, и Турция
здесь не исключение. Нужен был всего лишь эффектный, красивый жест, чтобы
окончательно закрепить "примирение", и молитва в мечети стала таким жестом.
Однако все остались, как говорится, при своих интересах. Мусульмане, готовые
простить Папу, давно это сделали. А исламисты и в дни папского визита проводили
спонтанные демонстрации и акции протеста, считая поездку Понтифика "новым
крестовым походом".
"Папа покинул Турцию, так и не сказав, что конкретно
нужно сделать для развития взаимопонимания и диалога между мусульманами и
христианами", - резюмирует журналист Associated Press Брайан Мерфи. "Будет ли
Папа придерживаться того же мирного тона, когда вернется в Ватикан?" - задается
вопросом египетская газета Al-Hayat. Исламский мир как пороховая почка. Одна
искра, неосторожная цитата - и произойдет новый взрыв. А "позитивные результаты"
турецкого визита окажутся неактуальными.
Станислав МИНИН
"НГ-Религии"
6 декабря 2006 г.