Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ф. Фарисов: "Государство должно знать, какое религиозное образование получают наша молодежь и наши дети"

 

Ислам, сформировавшийся в Поволжье и на Северном Кавказе, – это подлинный Ислам

В беседе с корреспондентом издания "Аргументы Недели" известный писатель и политик, кандидат юридических наук, преподаватель Московского исламского университета, председатель попечительского комитета Совета муфтиев России Фарит Фарисович Фарисов рассуждает о путях проникновения в Российскую Федерацию экстремистских течений и мерах, которые необходимо предпринять на государственном уровне для того, чтобы верующие исповедовали позитивные учения.

Фарит Фарисович, откуда пришла к нам эта террористическая зараза?

Терроризм с привлечением исламской символики имеет в постсоветском пространстве уже 20-летнюю историю. Эта проблема возникла сразу после развала Советского Союза. В то время многие молодые люди, получив свободу передвижения, уехали в зарубежные страны получать религиозное образование. В основном они ехали в саудовскую Медину и в Каир, в университет "Аль-Азхар", так как там расположены самые известные исламские школы. Некоторые не смогли попасть в эти школы из-за незнания арабского языка. Те, кто не смог подтянуть язык на курсах при этих школах, искали возможность попасть в другие учебные заведения, которые не особенно хорошо контролировались государством. Там наши ребята получали явно не полное образование.

В 1998-2000 годах эта молодежь стала возвращаться в Россию. И многие из них не смогли пройти даже аттестацию, чтобы работать в наших мечетях. Потому что свое образование эти молодые люди получали в монорелигиозной среде, в государствах с одной государственной религией. Полученных знаний оказалось недостаточно, чтобы работать на постсоветском пространстве. Поэтому сейчас появилось множество маргинальных течений, которые располагаются в основном в Казахстане, в Киргизии, но проникли уже и в Дагестан, и в Поволжье, т.к. наши чиновники сначала не уделяли этому вопросу должного внимания.

Может быть, дело в том, что наши силовые ведомства работают недостаточно активно? Можно ли победить это зло только репрессивными методами?

Нет. Это широкий фронт. К сожалению, чиновники на местах, которые должны заниматься подобными проблемами, очень поверхностно знают Ислам. Как можно управлять, если человек даже не знает молитвы, которая является обязательной для всех последователей данной религии? А ведь некоторые течения в Исламе можно распознать уже по внешним особенностям совершения намаза!

Например, кто из чиновников может объяснить, почему в Дагестане убивают так много авторитетных религиозных деятелей? А убивают тех, кто открыто заявляет, что не все привезенные к нам учения из исламских стран применимы в нашей стране. Отечественной школы, которая могла бы противопоставить этим учениям нечто убедительное, у нас, к сожалению нет.

Учения, которые приходят к нам извне: Саудовской Аравии, Египта, Пакистана, Афганистана – оседают в нашей стране, в основном, в социально неустроенной среде. А такая среда в России сегодня в количественном отношении доминирует, так как социальные проблемы в России решаются очень тяжело и медленно.

Объясню на примере Татарстана и Башкортостана. Допустим, приезжает в какую-либо деревню человек, который начинает проповедовать, что нельзя пить, курить, обманывать и т.д. Все родители этой деревни будут стараться отдавать своих детей ему на учебу. Так проходит год, два, и родители, полностью занятые на работе, перестают обращать внимание на то, что преподают их детям. А их нередко начинают учить не только здоровому образу жизни, но и вражде ко всем иноверцам, к нашим историческим и национальным традициям, даже к собственным родителям. Поэтому все обучение должно быть под надзором государства. Должна быть государственная политика в отношении религиозного обучения.

Ислам, сформировавшийся в Поволжье и на Северном Кавказе, – это подлинный Ислам с его законами и традициями, с его гуманизмом и веротерпимостью, с его широтой мнений и тонким восприятием красоты и совершенства. Это Ислам Аль-Бухари и Абу Ханифы, Имама аль-Газали и Абдуль-Кадера Джиляни, Ибн Сины и Омара Хаяма, Ибн Халдуна и Ибн Рошда, Исмаила Гаспры, Марджани и Фахретдина. Нам же пытаются подбросить какие-то примитивные и агрессивные формы религии. Как у кочевников в пустыне, делящих мир на «своих» и «чужих» и агрессивно настроенных ко всему не похожему на них, что к подлинному Исламу никакого отношения не имеет.

Сегодня Россия является наблюдателем в Организации Исламского Сотрудничства, потому что у нас в стране больше 20 миллионов мусульман. Это равно населению целой мусульманской страны. Поэтому, во-первых, государство должно знать, какое религиозное образование получают наша молодежь и наши дети. Во-вторых, у нас в стране очень много людей в тюрьмах. Многие попали туда недавно и, оказавшись в экстремальной ситуации, находят там опору именно в вере. Но в тюрьмах этот вопрос вообще никем не контролируется! И можно только догадываться, какие знания об Исламе получают люди, обратившиеся к вере в местах не столь отдаленных! Известны случаи, когда их напрямую вербовали в банды, прикрывающиеся религиозными символами. В свое время это может перерасти в огромную проблему для нашей страны.

В России на сегодняшний день нет авторитетного экспертного органа, который занимался бы изучением литературы, чтобы определить, является ли та или иная литература (информация) экстремистской или не является. И эта проблема стала очень острой на всем постсоветском пространстве.

Как Вы считаете, какие меры сегодня надо предпринимать на государственном уровне, чтобы в нашей стране люди исповедовали позитивные учения?

Государству нужно поддерживать постоянный и тесный контакт с официальными религиозными организациями, стоящими на базисных принципах. В Башкирии есть правильная школа, поддерживающая эти принципы. Например, у муфтия Талгата-хазрата Таджуддина, у муфтия Равиля-хазрата Гайнутдина есть ученики, которые последовательно, четко отстаивают позиции российского мусульманства и стоят на принципах Шигабутдина Марджани и Ризы Фахретдина.

Марджани и Фахретдин – это величайшие деятели, мыслители мирового масштаба. Например, Риза Фахретдин, посетив в 1926 году Саудовскую Аравию, отменил традицию молиться на четыре стороны Каабы четырьмя имамами. Его авторитетные доводы были приняты всеми улемами Мекки.

К сожалению, некоторые учения с Аравийского полуострова не проходят процесса адаптации к татаро-башкирской реальности, так как у нас нет собственной фундаментальной школы. Создать ее можно, пропагандируя правильное учение, например, через телевидение. В Дагестане сегодня во всех селах стоят телевизионные спутниковые тарелки, которые ловят передачи из арабских стран. Население слушает и смотрит трансляции на арабском языке. Это же нонсенс! Все фундаментальные принципы религии должны быть доступны на государственном языке своей страны, ибо мы должны знать, какие знания и как получает подрастающее поколение.

Борьба с терроризмом на постсоветском пространстве невозможна без борьбы за социальную справедливость, без борьбы с коррупцией. Без этого борьба с терроризмом будет только пустой имитацией! 

Октябрь 2011


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку