Четверг, 18 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Межконфессиональный диалог > Межрелигиозная дискуссия в культурном центре «Покровские ворота»

Межрелигиозная дискуссия в культурном центре «Покровские ворота»
    
19 мая 2021 года в культурном центре «Покровские ворота» состоялась встреча первого заместителя Духовного управления мусульман Российской Федерации, главного редактора издательского дома «Медина», доктора теологии Дамира Мухетдинова, доцента Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, протоиерея Владимира Шмалия и генерального викария Архиепархии Божией Матери в Москве, священника Кирилла Горбунова. Поводом для встречи стало проведение дискуссии, приуроченной к изданию домом «Медина» книжной серии «Возрождение и обновление» («Ал-ислах ва-т-тадждид») и посвященной осмыслению обновления в религиозных традициях. Модератором дискуссии выступил руководитель КЦ Жан-Франсуа Тири.


Первые вопросы Жана-Франсуа Тири были посвящены непосредственно книжной серии: что повлияло на выбор подобной темы, почему были включены те или иные авторы. Отвечая на них, Дамир Мухетдинов обратился к своему личному опыту знакомства с мусульманской литературой, начавшемуся с трудов аль-Газали и Абу Ханифы, который, как отметил профессор Мухетдинов, запрещал ученикам записывать свои изречения и оставлял место для толкования, интерпретации и критики своих учений. В дальнейшем Дамир Мухетдинов познакомился с  такими отечественными богословами и интеллектуалами как Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский и др. Этими знакомствами и был задан тот интеллектуальный  вектор, результатом развития которого стало решение издания серии «Ал-ислах ва-т-тадждид», заключил спикер. Также он озвучил принцип, по которому для нее были выбраны конкретные авторы:
«Мы взяли самых великих репрезентативных ученых XIX-XXI веков. У них самое большое влияние на общественные массы и количество литературы. Они глубже всех смогли вдуматься в современную проблематику: проблемы модернизма, неомодернизма, проблемы прав человека, гендерные вопросы».

Прежде всего, добавил Дамир Мухетдинов, изучения требуют труды Мухаммада Абдо и Джамал ад-дина ал-Афгани, поскольку именно они являются теми столпами реформирования ислама, к наследию которых, так или иначе, обращаются все последующие мыслители. Процесс обновления ислама, заключил профессор Мухетдинов, стал следствием кризиса мусульманских социально-политических образований, в различных странах мира. Опыт российских мусульман ввиду жизни в немусульманской стране, где не действовали правила шариата, также требовал глубокой рефлексии.

Кирилл Горбунов отметил, что для католической церкви также актуально было бы издание подобной книжной серии, посвященной религиозному обновлению и вспомнил в этой связи результаты Второго Ватиканского собора, который несмотря на запрет использования слова «реформа», был, по своей сути, самым реформаторским и имел своей целью помочь церкви выразить себя на понятном языке, доступном современному человеку. Рассуждая о целях Собора, викарий определил суть реформы следующим образом:
«Обновление – приведение в соответствие с требованиями и понятиями сегодняшнего дня. Возрождение – обращение к истокам. Это истинное понимание реформы».

Развивая тему преобразований в религиозных вероучениях, протоиерей Владимир Шмалий выдвинул тезис, что возрождение как возвращение к источникам – общая черта для разных религиозных традиций. При этом, обращаясь к наследию Георгия Флоровского, он привел критикующую его позицию, согласно которой характер возвращения к корням у Флоровского имел постколониальный оттенок и стремление освободиться от западного схоластического влияния. Хотя, заметил Владимир Шмалий, в его трудах речь не идет о выходе из истории отказе от общей богословской традиции с Западом, но предлагается творческое преображение богословской мысли. В связи с этим, протоиерей выделил основные аспекты религиозных преобразований:
«Есть два императива, которые предполагает возрождение и обновление. Во-первых, это – верность традиции, возвращение к источникам и, во-вторых, ее творческое переосмысление в современных условиях».

В этом ключе Владимир Шмалий предложил взгляд на современное обновление религиозной традиции как необходимость адаптироваться к современным условиям, осмыслить в специфических религиозных категориях наследие модерна, и напомнил идеи развиваемые философом Юргеном Хабермасом. Согласно разрабатываемым им концептам постсекулярности, новые условия в обществе требуют развития диалога между государством, обществом и религиозными организациями, которые, преодолев период секулярности, принимают более инклюзивное участие в гражданском процессе.

Отвечая на данное высказывание, Дамир Мухетдинов упомянул, что в российском государстве попытка осмысления модерна прекратилась со смертью Мусы Бигиева. И на сегодняшний день одна из задач российских мусульманских теологов – это продолжение традиций Фаизханова, Гаспринского, Марджани и Бигиева.

Рефлексируя касательно озвученных участниками дискуссии соображениях о возрождении, Жан-Франсуа Тири задался вопросом, на чем оно может основываться и к чему может происходить возвращение.

Викарий Кирилл Горбунов в ответ на него сделал важное замечание, что не каждое обновление обязательно должно быть лучшим, и отметил, что для христианства центральный момент – это событие Христа, и основным обновлением должно быть обновление языка, на котором говорится об этом событии. С этой точкой зрения согласился и Владимир Шмалий, добавив, что сложным является достижение тождественности положений веры и переживаемого духовного опыта, его соответствие духовному опыту предшественников. В связи с этим он указал на важность духовного возрождения, возвращения церкви к своей сути, что, по его мнению, является первичным по отношению к внешним проблемам. Дамир Мухетдинов, в свою очередь, подчеркнул, что сам пророк Мухаммад заложил в основе ислама движение мысли, предполагающее его эволюцию.

Продолжая дискуссию и рассуждая об архаизирующих и прогрессивных компонентах в религиозных традициях, Владимир Шмалий поднял вопрос сосуществования религии в правовом государстве, в обществе, построенном на принципе главенства прав человека. Основным инструментам, по его словам, должно быть участие религиозных организаций в гражданском диалоге и обоснование своего права быть самими собой. Кирилл Горбунов добавил к этому идею необходимости ведения разговора с людьми на языке их времени, с течением которого многие вещи из божественного замысла  начинают видеться по-другому, становятся более зримыми.

Дамир Мухетдинов поддержал священнослужителей в данном вопросе, отметив, что писания читаются глазами человека, живущего в социуме в определенное время и в определенном месте. При этом, подметил он, вера является очень глубокой и интимной вещью, связанной с Богом, которая, однако, может принимать разные формы. Говоря об обновлении этих форм, профессор Мухетдинов сделал следующее замечание:  
«Отсутствие в исламе института церкви позволяет ему лучше познавать свою сущность, познавать ближнего. Главное, чтобы мысль не оставалась на месте, но всегда развивалась».

В завершении дискуссии Жан-Франсуа Тири предоставил слово митрополиту Архиепархии Божией Матери в Москве, архиепископу Павлу Пецци.

«С одной стороны, истина, Бог, реальность – всегда одна и та же. Но с другой стороны, человеческое сознание возвращается к этой мысли всегда по-новому. Это может быть подлинный ключ для диалога с обществом. Нам необходимо все глубже открывать истину, потому что от этого зависит возможность строить подлинные прочные отношения между нами.

Таких встреч не хватает. Потому что если мы участвуем в таких встречах с реальным желанием познать и открыть истину для нашей жизни и для мира, то мы уходим из этих встреч уже измененными», - заключил священнослужитель.

Пресс-служба ДУМ РФ


20 мая 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку