Автор статьи - мусульманский мыслитель-богослов Фетхуллах Гюлен (род 1941 г. в провинции Эрзурум в Турции). Яркий интеллектуал, плодовитый писатель, ученый с большой буквы – так называют его сегодня. Он – автор более 50-ти книг, в том числе таких, как «Пророк Мухаммад – венец рода человеческого». «Вера в потустороннюю жизнь», «Сомнения, порожденные веком», которые переведены на русский язык.
Всю свою жизнь Ф.Гюлен посвятил тому, чтобы разъяснить людям: истинная религия учит любви, терпению, открытости, состраданию, согласию. Он воодушевил многих людей в Турции к открытию образовательных заведений, которые комбинируют современные науки с этикой и духовностью. Эти школы сегодня действуют во многих городах Турецкой Республики. При этом Ф.Гюлен призывает представителей интеллектуальной элиты и бизнесменов направить усилия на коренное улучшение системы образования, которая могла бы охватить в обязательном порядке и неимущие слои населения.
«Если люди думают, что можно быть свободным, оставаясь невежественным, то они ожидают того, чего никогда не было и не будет» - таков один из принципов Ф.Гюлена.
Что такое джихад?
Слово "джихад", образованное от корня "дж-х-д", означает "использование всей своей силы, а также стремление к цели изо всех сил и противостояние любым трудностям".
С появлением ислама слово "джихад" начал означать борьбу во имя Аллаха и приобрело особое значение - "борьба на пути к Всевышнему". На сегодняшний день именно это значение первым приходит в голову. Эта борьба происходит на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Внутренний фронт можно описать как стремление обрести свою сущность, а внешний - это сделать возможным постижение своей сущности кем-то другим. Первый - это "большой джихад", а второй - "малый". Первый основан на преодолении своих внутренних противоречий, когда человек путем познания собственного естества (марифатун-нафс) достигает божественных знания (марифатуллах), любви (мухаббатул-лах) и духовного блаженства. Второй же - на устранении преград между людьми и верой, дабы люди имели возможность уверовать и постичь марифатуллах .
Разновидности джихада
Малый джихад не означает лишь борьбу на поле брани. В действительности, словосочетание "малый джихад" имеет такое широкое значение и применение, что иногда слово или молчание, хмурый взгляд или улыбка, участие или неучастие в собрании, управление своими чувствами любви и гнева, короче говоря, все совершенное сделанное во имя Всевышнего, включается в это понятие. Таким образом, все попытки переустройства общества и перевоспитания людей тоже являются частью джихада, как и любые усилия ради своей семьи, родственников, соседей и своего края. В некоторой степени малый джихад материален.
Большой же джихад совершается на духовном уровне, ибо это сражение между нашим внутренним миром и нашим эго-нафсом. Когда оба они успешно сосуществуют, то устанавливается желаемое равновесие. В противном же случае равновесие нарушается. Верующие находят мир и черпают энергию из такого сбалансированного джихада.
Сколько Божественных творений - столько разных путей к Аллаху. Всевышний ведет сражающихся ради Него к спасению по одной или нескольким из этих дорог. Он открывает каждому из них путь к добру и защищает от пути к пороку. Каждый, кто находит дорогу к Нему, находит золотую середину. Так же, как эти люди придерживаются середины в своем гневе, взглядах и страстях, так же они выбирают середину в своем джихаде и поклонении Богу. И это означает, что Господь направил человечество на путь к спасению.
"Малый джихад" - это наше активное выполнение заповедей Аллаха; "большой джихад" - это объявление войны разрушительным и негативным эмоциям и мыслям, которые порождает наше эго и которые мешают нам достичь совершенства (например, злоба, ненависть, зависть, эгоизм, гордыня, высокомерие и тщеславие). Так как это очень сложный и нелегкий джихад, то его называют "большим джихадом". Тот, кто терпит неудачу в большом джихаде, не преуспеет и в малом.
Аиша (высокочтимая супруга Пророка Мухаммада - прим. ред.) рассказывает, что однажды вечером Посланник Аллаха попросил у нее разрешения: он хотел всю ночь провести в молитвах к Всевышнему. То, что он спросил об этом, показывает, каким он был вежливым и тонко чувствующим человеком. Благородство и тонкость в отношении других людей были важными особенностями, которые отличали его. Она ответила: "О, Посланник Аллаха, я бы хотела быть с тобой, но еще больше я бы хотела того, что ты хочешь сам". Пророк совершил омовение и начал молиться: "Поистине! В Творении земли и неба и в смене дня и ночи кроются знамения для тех, кто обладает разуменьем" (Св. Коран, 3:190). Он прочитал этот аят и проплакал до самого утра. Это показывает внутреннюю глубину и большой джихад нашего Пророка.
Джихад - это равновесие между внутренней и внешней борьбой. Достижение душевного совершенства и помощь другим в этом - вот то, о чем стоит поразмыслить. Обретение внутреннего совершенства - это "большой джихад", помощь другим в достижении совершенства -это "малый джихад". Когда вы разделяете их, джихад перестает быть джихадом, и тогда первый порождает праздность, а второй - анархию. Как счастливы те, кто ищет путь к спасению для других так же, как для самого себя. И как счастливы те, кто, спасая себя, помнит о спасении других!