Четверг, 18 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar

Автор статьи - мусульманский мыслитель-богослов Фетхуллах Гюлен (род 1941 г. в провинции Эрзурум в Турции). Яркий интеллектуал, плодовитый писатель, ученый с большой буквы – так называют его сегодня. Он – автор более 50-ти книг, в том числе таких, как «Пророк Мухаммад – венец рода человеческого». «Вера в потустороннюю жизнь», «Сомнения, порожденные веком», которые переведены на русский язык.

Всю свою жизнь Ф.Гюлен посвятил тому, чтобы разъяснить людям: истинная религия учит любви, терпению, открытости, состраданию, согласию. Он воодушевил многих людей в Турции к открытию образовательных заведений, которые комбинируют современные науки с этикой и духовностью. Эти школы сегодня действуют во многих городах Турецкой Республики. При этом Ф.Гюлен призывает представителей интеллектуальной элиты и бизнесменов направить усилия на коренное улучшение системы образования, которая могла бы охватить в обязательном порядке и неимущие слои населения.

«Если люди думают, что можно быть свободным, оставаясь невежественным, то они ожидают того, чего никогда не было и не будет» - таков один из принципов Ф.Гюлена.

Что такое джихад?

Слово "джихад", образованное от корня "дж-х-д", означает "использование всей своей силы, а также стремление к цели изо всех сил и противостояние любым трудностям".

С появлением ислама слово "джихад" начал означать борьбу во имя Аллаха и приобрело особое значение - "борьба на пути к Всевышне­му". На сегодняшний день именно это значение первым приходит в го­лову. Эта борьба происходит на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Внутренний фронт можно описать как стремление обрести свою сущ­ность, а внешний - это сделать возможным постижение своей сущнос­ти кем-то другим. Первый - это "большой джихад", а второй - "малый". Первый основан на преодолении своих внутренних противоречий, ког­да человек путем познания собственного естества (марифатун-нафс) достигает божественных знания (марифатуллах), любви (мухаббатул-лах) и духовного блаженства. Второй же - на устранении преград меж­ду людьми и верой, дабы люди имели возможность уверовать и пос­тичь марифатуллах .

Разновидности джихада

Малый джихад не означает лишь борьбу на поле брани. В действи­тельности, словосочетание "малый джихад" имеет такое широкое значе­ние и применение, что иногда слово или молчание, хмурый взгляд или улыбка, участие или неучастие в собрании, управление своими чувства­ми любви и гнева, короче говоря, все совершенное сделанное во имя Всевышнего, включается в это понятие. Таким образом, все попытки пе­реустройства общества и перевоспитания людей тоже являются частью джихада, как и любые усилия ради своей семьи, родственников, сосе­дей и своего края. В некоторой степени малый джихад материален.

Большой же джихад совершается на духовном уровне, ибо это сра­жение между нашим внутренним миром и нашим эго-нафсом. Когда оба они успешно сосуществуют, то устанавливается желаемое равно­весие. В противном же случае равновесие нарушается. Верующие на­ходят мир и черпают энергию из такого сбалансированного джихада.

Сколько Божественных творений - столько разных путей к Аллаху. Всевышний ведет сражающихся ради Него к спасению по одной или нескольким из этих дорог. Он открывает каждому из них путь к доб­ру и защищает от пути к пороку. Каждый, кто находит дорогу к Нему, находит золотую середину. Так же, как эти люди придерживаются се­редины в своем гневе, взглядах и страстях, так же они выбирают сере­дину в своем джихаде и поклонении Богу. И это означает, что Господь направил человечество на путь к спасению.

"Малый джихад" - это наше активное выполнение заповедей Аллаха; "большой джихад" - это объявление войны разрушительным и негатив­ным эмоциям и мыслям, которые порождает наше эго и которые меша­ют нам достичь совершенства (например, злоба, ненависть, зависть, эгоизм, гордыня, высокомерие и тщеславие). Так как это очень слож­ный и нелегкий джихад, то его называют "большим джихадом". Тот, кто терпит неудачу в большом джихаде, не преуспеет и в малом.

Аиша (высокочтимая супруга Пророка Мухаммада - прим. ред.) рассказывает, что однажды вечером Посланник Аллаха попросил у нее разрешения: он хотел всю ночь провести в молитвах к Всевышнему. То, что он спросил об этом, показывает, каким он был вежливым и тонко чувствующим человеком. Благородство и тонкость в отношении других людей были важными особенностями, которые отличали его. Она отве­тила: "О, Посланник Аллаха, я бы хотела быть с тобой, но еще боль­ше я бы хотела того, что ты хочешь сам". Пророк совершил омовение и начал молиться: "Поистине! В Творении земли и неба и в смене дня и ночи кроются знамения для тех, кто обладает разуменьем" (Св. Ко­ран, 3:190). Он прочитал этот аят и проплакал до самого утра. Это по­казывает внутреннюю глубину и большой джихад нашего Пророка.

Джихад - это равновесие между внутренней и внешней борьбой. Достижение душевного совершенства и помощь другим в этом - вот то, о чем стоит поразмыслить. Обретение внутреннего совершенства - это "большой джихад", помощь другим в достижении совершенства -это "малый джихад". Когда вы разделяете их, джихад перестает быть джихадом, и тогда первый порождает праздность, а второй - анархию. Как счастливы те, кто ищет путь к спасению для других так же, как для самого себя. И как счастливы те, кто, спасая себя, помнит о спа­сении других!


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку