Саид Кямилев, профессор, директор Института исламской цивилизации, вице-президент Исламского культурного центра России, член Высшего совета ИСЕСКО по образованию и культуре
Несомненно, что самой большой бедой, которая не перестает терзать современное мусульманское сообщество, как в глобальном масштабе, так особенно и на региональных уровнях, является совершенно очевидная для всех разобщенность мусульман и идейный разброд в их рядах.
Российские мусульмане не являются не только исключением из этого примера, но и, думаю, не преувеличу, если скажу, что они дают из самых ярких примеров такого отсутствия единства между собой.
А между тем Ислам до самых своих глубоких корней проникнут идеей единства, начиная от исламского абсолюта – Единобожия, который воплощается в реальной жизни мусульман в их практическом единении вокруг этой великой идеи.
В Коране прямо говорится, что Аллах назвал мусульман «мусульманами» именно в силу того, что те, кто причисляет себя к этой категории, обязаны, прежде всего, демонстрировать свое единство.
К большому сожалению, в современную эпоху этого не наблюдается, и возрастают тенденции к возрастанию разобщенности в среде мусульман. И в значительной мере это связано не с мусульманскими массами, но с теми, кто в той или иной форме, тем или иным путем, становится во главе их.
Сам по себе факт разобщенности мусульман усугубляется тем, что различные группы мусульман в нашей стране, явно или неявно претендуют на то, что являются носителями и проводниками истинного Ислама. И в этой обстановке мусульманские массы в целом в нашей стране остаются без надежных ориентиров.
А ведь перед ними стоит задача возрождения духовной жизни именно в лоне Ислама. Преодоление такого разброда и даже раскола может быть преодолено только объединением мусульманских духовных организаций в единую общероссийскую структуру. Я имею в виду структуру духовного руководства всеми мусульманами в соответствии с Кораном и Сунной Пророка (мир ему).
То есть, речь должна идти о создании единого муфтията. В истории такая структура как муфтият была более тесно связана с государством в целом, нежели с отдельными регионами. Только в таком случае возможно гармоничное сочетание достижения общегосударственных интересов и специфических интересов мусульман. Все другие пути они такой возможности не открывают. Сегодня и уровень руководящих кадров мусульман, и кадров действующих на местах таков, что позволяет начать такое организационное объединение.
Излишне говорить, что в случае, если будет проявлено достаточно воли всех заинтересованных сторон в пределах мусульманского российского сообществ, можно было бы уже сейчас приступить к решению задачи организационного объединения мусульман нашей страны под одним духовным руководством. Которое бы носило коллегиальный характер и в нем были бы объединены все стороны представляющие мусульман нашей страны.