Понедельник, 06 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Мусульманские праздники > Порядок проведения Мавлида. Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина

Порядок проведения Мавлида. Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина
Отличительной чертой Мавлида является многократное чтение салаватов, являющихся «благословениями Посланнику Аллахаﷺ». Одной из самых распространенных форм салавата являются слова:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ

«Алла´хумма салли аля´ Мухаммад ва аля´ áли Мухаммад» («О, Аллах! Благослови Мухаммада, его семью и потомков»).

Существуют и более полные версии салаватов, что лишний раз свидетельствует о великом статусе Пророкаﷺ и его потомков в глазах мусульман. И это подтверждает слова Всевышнего, Который уже во время ниспослания Корана поведал о том, что Он возвеличит поминание Своего любимого Посланникаﷺ [1].

Одна из возможных форм проведения Мавлида [2]

1) Во время меджлиса, посвященного Мавлиду, рекомендуется рассказывать ­что-либо важное и полезное из жизни Пророкаﷺ, что будет являться ваазом (т. е. проповедью).

2) После этого обычно читают суру «Аль-­Фатиха» и айаты из суры «Аль-­Ахзаб»:

مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَٰكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ</strong> <strong>وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا هُوَ الَّذِي يُصَلِّي عَلَيْكُمْ وَمَلَائِكَتُهُ لِيُخْرِجَكُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا تَحِيَّتُهُمْ يَوْمَ يَلْقَوْنَهُ سَلَامٌ</strong> <strong>وَأَعَدَّ لَهُمْ أَجْرًا كَرِيمًا يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا وَدَاعِيًا إِلَى اللَّهِ بِإِذْنِهِ وَسِرَاجًا مُّنِيرًا وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ بِأَنَّ لَهُم مِّنَ اللَّهِ فَضْلًا كَبِيرًا وَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَالْمُنَافِقِينَ وَدَعْ أَذَاهُمْ وَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ وَكَفَى بِاللَّهِ وَكِيلًا

«Ма кя´на Мухаммадун аба´ ахадим-мир-риджа´ликум ва лякир-расу´лял-ла´хи ва ха´тама-н-набиййи´н, ва кя´наллаху бикулли шай-ин Али´ма. Йа´ аййуха-ль-лязи´на а´ману-зкурулла´ха зикран кяси´ра. Ва саббиху´ху букратав-ва асы´ля. Хува-ль-лязи´ юсалли´ аляйкум ва маля´икятуху лиюхриджакум-мина-з-зулюма´ти иля-н-ну´р, ва кя´на би-ль-муминина Рахима. Тахиййатухум йаума йалькаунаху саля´м, ва а-адда ляхум аджран кяри´ма. Йа´ аййюха-н-набийу иннá арсальна´кя ша´хидав-ва мубашширав-ва нази´ра. Ва да´ыян илялла´хи би-изнихи ва сира´джам-муни´ра. Ва башшири-ль-му-мини´на бианна ляхум миналла´хи фадлян кяби´ра. Ва ля´ тутыы-ль-кя´фири´на ва-ль-муна´фикы´на ва даъ аза´хум ва таваккяль алялла´х, ва кяфа´ билля´хи ваки´ля» [3].

إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً

«Инналла´ха ва маля´икятаху юсаллю´на аля-н-набийй, йа´ аййуха-ль-лязи´на а´ману саллю´ аля´йхи ва саллиму´ тасли´ма» [4].

3) Вслед за этим принято читать один из салаватов, например салаватун макбуля:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ سَيِّدِ الْعَرَبِ وَالْعَجَمِ وَ إِمَامِ مَكَّةَ وَالْمَدِينَةِ وَالْحَرَمِ وَتَرْجُمانِ لِسَانِ السَّلَفِ وَالْكَرَمِ وَعَلَّمَ الْإِنْسَانَ ما لَمْ يَعْلَمْ أَصْلُهُ نُوْرٌ وَنَسْلهُ آدَم بَعْثُهُ مُؤَخَّرٌ وَخَلْقُهُ مُقَدَّمٌ اِسْمُهُ الشَّرَيفُ مَكْتُوبٌ عَلَي اللَّوْحِ الْمَحْفُوظِ بِيَاقُوتِ الْجَوْهَرِ وَالْقَلَمِ جِسْمُهُ الْشَّرِيفُ مَدْفُونٌ فِي الْمَدِينَةِ الْمُنَوَّرَةِ وَالْحَرَمِ فَطُوبَى لِمَنْ رَآهُ وَتَابَعَهُ وَلِمَنْ أَسْلَمَ مَنْبَعُ الشَّفاعَةِ يَوْمَ الْحَشْرِ وَالنَّدَمِ مَنْبَعُ الشَّفاعَةِ لِلْعَاصِينَ قَائِلاً يَا رَبِّ سَلِّمْ يَوْمَ يَا لَيْتَ اتحَلْنا تُراباً تَحْتَ الْقَدَمِ اُمَّتِي اُمَّتِي يَا ذَا اللُّطْفِ وَالْكَرَمِ فَيُنادِي الْمُنادِي مِنْ قِبَلِ الرَّحْمَنِ الْاَرْحَم فَقَبِلْتُ شَفَاعَتَكَ يا نَبّي المُحْتَرَمُ

"Аллахумма салли аля саййидина´ Мухаммад саййиди-ль-араби ва-ль-аджам. Ва има´ми Маккята ва-ль-­Мади´нати ва-ль-­Харам. Ва тарджума´ни лиса´ни-с-саляфи ва-ль-кярам. Ва алляма-ль-инса´на ма´ лям яълям. Аслюху ну´рун ва наслюху А´дам. Баъсуху муаххарун ва халькуху мукаддам. Исмуху-ш-шари´фу макту´бун аля-ль-ляухи-ль-махфу´зы бия´ку´ти-ль-джаухари ва-ль-калям. Джисмуху-ш-шари´фу мадфу´нун фи-ль-­Мади´нати-ль-­Мунавварати ва-ль-­Харам. Фату´ба´ лиман ра´-аху ва та´ба-аху ва лиман аслям. Манбау-ш-шафа´-ати йаума-ль-хашри ва-н-надам. Манбау-ш-шафа´-ати ли-ль-а´сы´на ка´илян — ?«Йа´ рабби саллим йаума: «йа ляйтат-­тахальна´ тура´ба тахта-ль-кадам». Уммати´, уммати´ йа´ за-ль-лютфи ва-ль-кярам«. Фаюна´ди-ль-муна´ди мин кыбали-р-­Рахма´ни-ль-­Архам: «Факабильту шафа´-атакя йа´ набиййа-ль-мухтарам»" [5].

4) После этого можно прочитать салаваты всем вместе:

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ

«Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ расу´лялла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا حَبِيبَ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хаби´балла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا خَلِيلَ اللَّهِ

Ас-са´ляту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хали´лялла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا خَيْرَ خَلْقِ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хайра халькылля´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا نَبِيَّ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хабиййалла´х,

اَلصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا صَفِىَّ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ сафиййалла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا سَيِّدَ الْأَوَّلِينَ الْآخِرِينَ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ саййида-ль-аввали´на ва-ль-а´хыри´н,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا رَحْمَةً لِلْعَالَمينَ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ рахматаль ли-ль-а´лями´н [6].

5) В ходе проведения меджлиса, посвященного Мавлиду, существует также традиция исполнения мунаджатов — ?песнопений о Пророкеﷺ (в т. ч. на родных языках). Подобные песнопения иногда называются также нашидами или касидами.

Одной из таких касид на арабском языке является:

اُدْخُلُوا الْجَنَّةَ لَا خَوْفٌ عَلَيْكُمْ وَلَا حَزَنٌ وَلَا أَلَمٌ ثُمَّ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْ أَبِي بَكْرٍ وَعَنْ عُمَرَ وَعَن عُثْمانَ وَعَن عَلِي ذَوي الْكَرَمِ ثُمَّ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْ خَادِمِ شَرِيعَتِهِ الْإِمَامِ الْأَعْظَمِ وَصَلَّي اللَّهُ تَعَالَى عَلَي مُحَمّدٍ وَعَلَي جَمِيعِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلَينَ وَالْحَمدُ اللَّهِ رَبِّ الْعالَمِينَ

«Удхулю´-ль-джанната ля´ хауфун аляйкум валя´ хазанун валя´ алям. Сумма радыялла´ху та-а´ля ан Аби´ Бакрин, ва ан Умара, ва ан Усма´на, ва ан Алиййи зави-ль-кярам. Сумма радыялла´ху та-а´ля ан ха´дими-ш-шари´атихи-ль-има´ми-ль-аъзам. Васаллялла´ху аля´ джами´-и-ль-анбия´-и ва-ль-мурсали´н. Ва-ль-хамду лилля´хи рабби-ль-а´лями´н» [7].

6) Затем можно прочитать айаты из суры «Ас-­Саффат»:

سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Субха´на раббикя рабби-ль-ыззати амма´ йасыфу´н. Ва саля´мун аля-ль-мурсали´н. Ва-ль-хамду лилля´хи рабби-ль-а´лями´н» [8].

7) После этого имам и гости еще раз обращаются к Аллаху, испрашивая Его благодать для Пророкаﷺ:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ اللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

«Аллахумма салли аля´ Мухаммад ва аля´ áли Мухаммад кяма´ салляйта аля´ Ибра´хи´ма ва аля´ áли Ибра´хи´ма, иннакя Хами´дум-­Маджи´д. Аллахумма бáрик аля´ Мухаммад ва аля´ áли Мухаммад кяма´ ба´ракта аля´ Ибра´хи´ма ва аля´ áли Ибра´хи´ма, иннакя Хамидум-­Маджи´д» [9].

8) Завершается меджлис угощением и завершающим дуа, в котором все благодарят Аллаха и просят Его принять это религиозное собрание и все совершенные благие дела, а также прочитанные айаты, дуа и салаваты.

Следует отметить, что в разных регионах существуют собственные формы проведения меджлисов, посвященных Мавлиду. Иногда они могут быть похожими, а иногда в чем-то и отличаться [10]. Это вызвано тем, что в шариате не установлена ­какая-либо определенная строгая форма, по которой проводятся те или иные религиозные собрания. Поэтому не следует спорить о том, какая из форм проведения Мавлида является наиболее верной, ведь существует много различных салаватов, которые могут отличаться друг от друга. Главным же в них всегда остается смысл, заключающийся в благословении величайшего и последнего Божьего Пророка — ?Мухаммадаﷺ [11].

Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина
«Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон»


26 сентября 2023

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку