Вторник, 16 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Столпы Ислама > ДНЕВНИК ПАЛОМНИКА

Образование и религиозность. Наука и религия. Насколько совместимы эти понятия? Старшее поколение, как, впрочем, и молодые люди 30-35 лет были воспитаны в стране, где официальная идеология эти явления противопоставляла друг другу. К счастью, историческое развитие показало несостоятельность такого положения вещей, и если раньше церковь была практически полностью вытеснена из общественной жизни, то сейчас мы наблюдаем активный обратный процесс. Представители науки, ученые, писатели, деятели науки, культуры – все они стали смотреть на религию по-новому. Но каким образом происходит в душе отдельного человека этот очень личностный, закрытый от глаз постороннего наблюдателя, - процесс? Как преодолеть заложенные еще в детстве барьеры?...

Сегодня мы публикуем Дневник паломника. Его автор – ректор Московского исламского университета Марат хазрат Муртазин, - делал свои записи во время хаджжа. Возможно, личные переживания, описанные в дневнике, помогут многим найти ответы на эти непростые вопросы.

 

Дневник паломника

26 декабря 2006 г.

26.12.1957 – дата моего рождения. Так случилось, что 26 декабря 2006 г., в 49 день моего рождения я отправился, чтобы совершить хаджж – паломничество в Мекку, к главному храму Всевышнего Аллаха на земле.

Насколько важен этот символ – 49 лет. Ведь, если верить многим знатокам жизненных фаз человека, каждые семь лет происходит изменение жизненного цикла, определенное обновление, очищение тела и духа.

…И вот я на борту самолета, отправляющегося из Дубая в Джидду. Впереди две недели, которые предстоит провести вместе с двумя миллионами других мусульман, которые так же, как и я, прилетят туда накануне Праздника жертвоприношения – Курбан-байрам.

Для меня это не первое посещение Мекки. Первый раз я побывал там в 1997 году и совершил малое паломничество – `умру. Тогда мы ездили большой группой - 20 с лишним человек, во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Наверное, новизна поездки оказала сильное впечатление. Оказавшись впервые в Саудовской Аравии, совершив таваф – обход вокруг Каабы, са`й – бег меж холмов ас-Сафа и аль-Марва, испив прохладной воды источника Замзам, я, действительно, ощущал свою близость к религии Аллаха, которую исповедовали мои предки. Но момент полного осознания происходящего тогда еще не наступил – ведь не случайно хаджж назван пророком последним, пятым столпом ислама… Самолет набирает высоту. Впереди – Саудовская Аравия.

***

…Полет в небе продолжается, а вместе с ним продолжается и полет мыслей. После первой `умры было несколько поездок в Саудовскую Аравию: еще несколько раз я совершал `умру то за себя, то за родителей, и каждый раз что-то искал в этих обрядах, усердно молился, просил Аллаха о том, что мне представлялось самым важным в тот момент - здоровья, избавления от греховных привычек, молился за своих родных и близких, вспоминал предков. Но я чувствовал, что мне не хватает чего-то главного и самого существенного.

Постом состоялась поездка в хаджж в 2005 году в конце января по приглашению Всемирной Исламской лиги. Мы исполняли все обряды, все предписания хаджжа, внимательно следили за всем, что происходило вокруг, но мне еще не хватало самого главного – непосредственного общения со Всевышним, встречи с Аллахом в своем сердце, в своих молитвах, понимания каждой клеточкой тела и ума, что происходит нечто необычное и великое.

Вот именно этого ощущения мне хочется достичь в этот раз. И мне кажется, что я смог пройти тот отрезок духовного и религиозного роста, самосознания и внутреннего ощущения, который подводит верующего к встрече с Богом.

 

28 декабря 2006 г.

Вчера ночью я вступил в состояние ихрама – это тот момент, когда паломник отрешается от многих земных дел. Прежде всего, он одевает на себя два раздельных куска белой ткани, которая заменяет паломнику на время хаджжа обычную одежду. В одевании ихрама заключена важная идея предстояния человека перед Всевышним в его первородном виде. Только белая ткань прикрывает тело человека. А разве не в таком же виде каждый из нас отправится в путь вечности, чтобы предстать после земной жизни перед судом Всевышнего?...

Все люди в этот момент одеты одинаковы. Нет различия между правителями и поданными, между богатыми и бедными, между учеными и неграмотными…

Идея равенства людей ярче всего проявляется в хаджже.

И вот я уже в ихраме, и выразил намерение совершить хаджж, и с этого момента до последнего прощального обхода вокруг Каабы должен при каждом своем движении помнить Всевышнего Творца и говорить слова тальбийи –

Вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой!

Нет тебе равного, способного разделить твое Господство и Величие!

Вся слава принадлежит Тебе,

все блага исходят от Тебя,

вся власть принадлежит Тебе!

Эти слова во время хаджжа звучат беспрерывно из уст миллионов паломников, которые устремляются к первому и главному храму Аллаха на земле – Байту-ллах. Кааба.

Однако земная суета отпускает не сразу. Отправившись в пять часов вечера из гостиницы в Джидде, мы два с лишним часа искали место вхождения в ихрам - микат. Таких мест имеется несколько, и все они расположены на значительном удалении от Мекки. То место, куда отправились мы, называется аль-Джухфа, и оно находится в 204 км от Каабы.

Совершив омовение, мы исполнили вечерний и ночной намазы, а затем два рак`ата. Дальше мы встали в огромной пробке из автобусов и машин, которые двигались в Мекку.

Состояние ихрама дает человеку удивительное чувство - САБР. Все понимают, что сейчас главное - поклонение Богу, и никакие земные передряги не должны нарушать величие этого божественного акта.

Час ожидания в очереди прошел, офицер проверил списки, и мы устремились в Мекку.

…Не надо полагать, что вся Мекка – святыня. Мекка – торговый город, в котором вся активная жизнь сосредоточена вокруг Харама – Каабы. Начиная с самого въезда в город все заполнено домами для паломников, в которых люди, приезжающие со всех концов земного шара в эти дни, поселяются на несколько дней. Живут они в стесненных условиях, по 6-7 человек в комнатах, но для них это жилище – лишь место для сна и приготовления к главному: молитве в Каабе, тавафу, са`йю. Побывав в Мекке, все они хотят привезти подарки своим родным, близким и друзьям. Улицы заполнены киосками, магазинами, где идет бесконечная торговля - и днем, и ночью. Здесь же кафе и рестораны, где люди едят и пьют. О, человек, никогда не сможешь ты оторваться от своих земных нужд!...

Но чем ближе к хараму, тем больше и больше меняется архитектура построек. Все близлежащие к Каабе территории застраиваются супердорогими многозвездочными отелями, в которых живут самые богатые мусульмане мира. Эти отели возвышаются над храмом Аллаха, они выше минаретов харама, и те, кто находится в них, смотрят сверху вниз на Каабу, на холмы Сафа и Марва, на сотни тысяч паломников, находящихся в этот момент в храме. И невольно приходят на ум аяты Аллаха:

«Разве не видел ты, как поступил Господь твой, с жителями и города Ирама, где возведены высокие столбы и башни?...»

***

Вот и я стою перед входом в самый величественный храм Аллаха на земле. Поражает обилие света: днем вся площадь и сама мечеть освещены ярким солнцем, а с наступлением сумерек включаются яркие фонари. Как только вступаешь на площадь перед входом в мечеть, сразу же отделяешься невидимой завесой от отелей, магазинов, кафе и ресторанов. Здесь тебя окружают люди, идущие на поклонение Всевышнему. Остается позади суета, отступает торопливость, мысли обращены к Аллаху. И вот уже вход в мечеть… их 74, и в каждые ворота ежедневно со всех направлений входят миллионы людей.

Еще несколько десятков метров под сводами мечети… и вот перед тобой – кубический храм, покрытый кисвой - полотнищем из черной ткани, на которой золотыми нитями вышиты аяты Священного Корана. Нижние края кисвы на время хаджжа приподняты, видны золотые двери Каабы, рядом с ними в восточном углу - Черный камень, к которому пытаются прикоснуться сотни мужчин и женщин.

А вокруг храма непрерывное движение, тысячи людей одновременно движутся по кругу, вознося свои молитвы и просьбы Всевышнему. Здесь можно услышать и увидеть все оттенки человеческих эмоций. Больше всего привлекают внимание организованные группы паломников, в основном из Турции, Ирана, Малайзии, Египта, которые хором повторяют слова своих гидов-наставников: «Раббанаа, аатинаа фи-д-дунйаа хасанатав-ва-фи-ль-аахырати засанатав-ва-кынаа азааба-н- наар».

Господь наш! Даруй нам в этом мире добро, и в жизни вечной благо, и сохрани нас от мучений ада.

Единой формулы обращения к Всевышнему здесь нет, и каждый выбирает свои молитвы обращения к Аллаху. Но здесь чувствуется искренность обращения, надежда на исполнения просьбы – ведь мы перед Творцом, обладателем высшей власти, всемогущества, милости и благости.

И в этот момент сердца наполнены чувством волнения и веры, надежды и смирения, раскаяния и молитвы о прощении. На глаза наворачиваются слезы. У одних они текут ручьями, у других сдержанно наполняют глаза блеском, и возникает непреодолимое желание очистить себя от всего дурного и скверного, избавиться от грехов и плохих дел, которые связаны с прошлым, покаяться и испросить прощения у Господа миров. Именно в этот момент, где-то в середине тавафа возникает непосредственное желание прильнуть к стене Каабы и прошептать слова покаяния и прощения за все, что было, чтобы услышал все это Всевышний, чтобы Он простил, принял раскаяние, дал способность не творить зла и греха, дал свою помощь и милость, чтобы дал успокоение, согласие и гармонию в душе. Слезы, слезы, слезы очищающие потоком изливаются, и не нужно больше громких слов и выкриков, ибо Всевышний слышит сердца.

…И дальше продолжается движение, и мысли, уже успокоенные, обращаются к памяти предков. Благодарность Аллаху за то, что тебе дана возможность оказаться в Его храме, и то, что не всякому выпадает великое счастье быть здесь! Ведь наши предки многое отдали бы за то, чтобы оказаться у Каабы, и, может быть, их молитвы и несбывшиеся желания, сконцентрировались сегодня здесь во мне, и нужно исполнить то, что предписано Всевышним и обратиться к Нему - за всех, кто не смог оказаться здесь во время своей земной жизни.

И мысли переносятся уже на родных и близких, которые остались дома. Молитвы за них и от них наполняют сердце, и каждому хочется попросить то, что для них главное в этот момент  - здоровья и правильного пути, успеха и любви, счастья себе и родным, блага и довольства во всех делах. Аминь.

Господи! Как же велика твоя милость, что в такие минуты душа наполняется такой верой и радостью, таким умиротворением и покоем, что все проблемы, трудности, беды и заботы начинают казаться далекими и мелкими. А мысли все больше наполняются надеждами и мечтами. Как же много хочется сделать, чтобы счастье коснулось всех, всех, кто рядом с тобой. Ведь вера в Бога, при всей ее кажущейся доступности, столь непроста в истинном восприятии. Чтобы вера стала счастьем, любому человеку надо пройти много ступеней, от самой первой, заключающейся в признании существования Единого Аллаха и пророческой миссии Мухаммеда (с.а.в.) до принятия сердцем и душой истинной религиозной веры. Этот путь не прост и не скор. И не случайно те пять столпов ислама, на которых построена наша религия, становятся обязательными для мусульманина постепенно, по мере его вхождения в веру.

Но вот и закончился таваф – в последний раз перед Черным камнем мы говорим: «Бисмиллях! Аллаху Акбар!», и два рак`ата молитвы напротив места стояния Ибрахима завершают таваф - обход по случаю прибытия в Мекку на хаджж.

После намаза вода Замзам дает сладостное ощущение прохлады и свежести. Достаточно одного глотка родниковой воды – и он наполнит тебя силой, придаст бодрость и энергию, и все это происходит благодаря силе веры.

Далее начинается са`й – бег между двумя холмами, Сафой и Марвой. Он больше завлекает своим передвижением: таваф представляет собой движение по кругу, менее целеустремленное, на разных расстояниях от Харама, а бег между Сафой и Марвой имеет свои конечные пункты между этими холмами. Начинается движение с холма Сафа, на котором читают аяты Корана: «Сафа и Марва являются обрядами, установленными Аллахом, и нет греха на том, кто оббежит вокруг них во время хаджжа или `умры».

С холма Сафа, повернувшись в сторону Каабы, еще раз возносят молитвы благодарности Аллаху. Во время са`йя больше вовлечен в движение, ритмично произносишь слова шахады, особенно в те отрезки, где ускоряется бег. Уже чувствуется небольшая усталость, но во второй половине открывается второе дыхание, и вновь хочется двигаться вперед и вперед….

Но и бег заканчивается последним подъемом на холм Марва, последними обращениями к Всевышнему при совершении `умры до начала большого хаджжа, и затем ихрам снимается до отправления в долину Мина накануне дня стояния на горе Арафат.

 

28.12.2006 г.

…И вот добрались до Мины, где все живут в больших палатках. Вечер на открытом воздухе. Прохладно. Ведь на дворе декабрь. Половинка луны светит среди бегущих облаков. Конечно, все сейчас не так, как было во времена Пророка (с.а.в.): яркое электрическое освещение, красивые палатки, кондиционеры, мобильные телефоны – все это накладывает технологический отпечаток на приближающуюся ночь, но если отвлечься от этого, то разве что-то изменилось? Придет ночь, наступит утро и прозвучит молитвенный призыв, чтобы провозгласить начало стояния в долине Арафат – но об этом завтра…

***

Ночь прошла без сна, и не стоит искать причины бессонницы… Так уж выходит, что дни хаджжа меняют общий строй жизни человека, и эти изменения касаются и духовного, и физического состояния человека. Именно эти два начала обращают каждого человека в свою сторону. Холод, голод, комары мешают обычному режиму жизни, но они же и заставляют думать и размышлять: мысли в эту бессонную ночь приходили разные, но все они заканчивались одним вопросом: в чем цель нахождения здесь миллионов людей. Об этом же я задумался и сейчас, видя вокруг себя множество людей, которые прибыли сюда, в долину Арафата, прекрасно зная, что здесь будут спартанские условия пребывания, что от миллионов людей здесь будет грязь, толкотня, шум… но, невзирая на все это, сюда приезжают богатые и бедные, ученые и неграмотные, здоровые и больные…

Казалось бы, ну что такого особенного в том, чтобы провести несколько ночей в палатке без обычной одежды, в неудобной постели, в холоде – зимой, в невыносимой жаре – летом. Эта сила, которая заставляет людей устремляться сюда, платить огромные деньги, за которые можно отдохнуть в лучших отелях Европы и Азии, эта сила является верой в Аллаха. Вера заставляет, зовет, не дает покоя.

 

29.12.2006 г.

Но вот и прошла ночь, полная размышлений и молитв, перемежаемая минутами забытья, и ближе к утренней молитве созрело непреодолимое желание двигаться, пойти в сторону палаток и асфальтированных дорог, и вот мы с коллегами-паломниками направляемся к Горе милости - Арафату. Самое благое время перед рассветом, переход из сумерек к дневному свету, и опять молитва, теперь уже на горе. Но быстро набежали люди, опять вернулись суета, теснота, толкания…

К полудню мы достигли апогея хаджжа – нахождение в долине Арафат сопровождается полуденной проповедью имама, а в этот раз она была еще и пятничной, и сразу два намаза – полуденный и послеполуденный. Наверное, в этих молитвах должны прозвучать самые заветные желания. Ведь Аллах сейчас ближе, чем когда-либо, нужно настроиться сердцем и устремиться к божественной благодати, чтобы услышать вдохновение в душе и мыслях. Минуты прошли, самое волнующее, благостное и чувственное состояние длилось секунды, и перевал уже пройден. Немного грустно, что уже именно этого не вернешь, еще можно ловить мгновения, но сердце уже не будет стучать так часто…

Солнце опускается к горизонту, и наступают последние минуты нашего пребывания в долине Арафат. Последние минуты этого великого дня, последние мольбы и обращения к Аллаху, желание вернуться заставляет задуматься о том, что еще не сделано в этой жизни, которая стремительно ускоряет свой бег день за днем, но только в такие моменты осознание скоротечности подступает так близко к сердцу. Прощай, великий день стояния на Арафате, когда мы еще раз познали и осознали глубину своей веры в Аллаха.

 

30.12.2006 г.

Ночь после дня на горе Арафат прошла в ожидании и в дороге. Мы долго ждали отъезда из долины Арафата и провели всю ночь в автобусе. Остановились в конце долины Муздалифы, чтобы прочитать вечернюю и ночную молитвы, собрать камушки для метания их в столбы, изображающие шайтана. Наконец, мы добрались до нашего лагеря в долине Мина, где провели еще две ночи. Рано утром отправились бросать камушки, и вместе с большой массой людей добрались до последнего, самого большого столба, который называется Джумурат кубра и с возгласами «Бисмиллях, Аллаху акбар» кинули по семь камушков. На обратном пути совершили утренний намаз в большой мечети, расположенной на краю долины Мина, - мечеть аль-Хайф.

И вот наступили праздничные дни. Среди наших паломников многие уже сняли с себя ихрам, побрились и помылись, но я со своими спутниками продолжаю пребывать в ихраме, чтобы до конца завершить столпы хаджжа.

 

01.01.2007 г.

Хаджж завершился, и я уже вновь в Джидде, в гостинице. По саудовскому ТВ продолжают показывать и комментировать хаджж, а по европейскому говорят о праздновании Нового года.

Для меня совпадение этих двух праздников во времени очень символично, но еще интересней то, что я встретил Новый год в Мекке, затем пошел непосредственно к Каабе. Что может означать этот символ? - очищение от старых грехов и вхождение в новый год с новыми настроениями, новым отношением к жизни. Я, конечно же, молился о том, чтобы и у меня, и у моих близких все было хорошо, чтобы было здоровье, счастье, любовь. Надо всегда желать и просить этого, и стараться сделать что-нибудь для счастья самых близких и дорогих для тебя людей.

В этот же день завершился мой хаджж. Кончено, хаджж – это испытание, которое не всякий сможет правильно понять и пройти. Главная сложность хаджжа – это то, что одновременно в одном месте собирается огромное количество людей, которые не только молятся, но и живут обыденной жизнью – едят, пьют, раскидывают мусор, бросают остатки еды, и на третий день своего нахождения в Мекке все превращается в огромную свалку, но в этом нет проблемы религиозной, есть проблема людей, - одни из которых не хотят соблюдать вокруг себя чистоту, другие из которых не хотят убирать, пока не уедут. Поэтому завершение хаджжа знаменательно возвращением к обычной жизни, со своими удовольствиями, своими текущими делами.

Пусть Аллах примет хаджж каждого и воздаст свою награду.

 

21.01.2007. Размышления после поездки в Мекку.

В судьбе каждого человека есть такие переломные моменты, которые определяют его дальнейший жизненный путь. Первоначально я, будучи ребенком, учась в светской школе, советском вузе, был, как и большинство моих ровесников, ближе к отрицанию Бога, нежели к признанию его существования. Но внутри меня, глубоко в душе, всегда сохранялся затаенный кусочек, который всегда сомневался и спрашивал – как же это?... Почему нет?... Ведь все мои предки, мои деды, прадеды – все они были верующими. Мой путь к Богу прошел через виток научно-образовательного круга, через чтение литературы, через изучение Корана…

Я думаю о тех паломниках, которые приезжали из мусульманских стран, стояли рядом со мной в долине Арафат, совершали таваф и са`й. Все они в религии с пеленок, все они выросли на этом, и для них странны наши сомнения, у них была другая задача - соотнести то, что они читали в школьных учебниках, со своими религиозными убеждениями. Для меня же путь шел от обратного. Общество, окружение, школа, литература, книги, кино, искусство – все, если не отрицало, то замалчивало вопросы веры, религии. Бог мы писали с маленькой буквы... И все же следующий виток жизни привел меня к религии. И та часть души, которая сохраняла веру, получила развитие и соединилась с научными взглядами, составляющими большую часть моей жизни. Совершение хаджжа только возвышает, дает новый импульс понимания мира, всего, что происходит вокруг тебя. Ты словно оказался под воздействием луча, божественной силы…

Может быть, для нашего общества необходимо думать о том, как людей образованных привести к пониманию веры?... Проблема многих обществ обратна – есть религиозность, но нет уровня образования, культуры; люди просто следуют исполнению обрядов. А ведь наши мусульмане ищут в каждом обряде высший духовный смысл. И задают такие вопросы, которые не всегда задал бы, например, этнический мусульманин. Люди, которые приходят к вере, рано или поздно понимают, что знание о мире, понимание мира не противоречит религиозным убеждениям.

Хаджж – это обращение к богу, к творцу в конкретном месте. И пребывание там имеет свою религиозную основу, и социальную значимость. В хаджже все одинаковы. Рядом со мной оказывается король, министр или дворник. Я предстаю таким, как родился. Начинаешь думать, а не так ли будет, когда все кончится? Это здесь я могу быть ректором, имамом, министром, а там? Все об этом задумываются. Все. Мы снимаем с себя житейскую, материальную, социальную оболочку, и больше ничто не имеет значения. Пред Богом все равны.

 

 

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку