Вторник, 16 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Ислам и экономика > ШАРИАТСКИЙ СТАНДАРТ ЗОЛОТА – ЧТО В НЕМ УНИКАЛЬНОГО?

ШАРИАТСКИЙ СТАНДАРТ ЗОЛОТА – ЧТО В НЕМ УНИКАЛЬНОГО? ШАРИАТСКИЙ СТАНДАРТ ЗОЛОТА – ЧТО В НЕМ УНИКАЛЬНОГО?


По материалам статьи д-ра Мухаммада Дауда Бакара

Меня попросили объяснить, почему отдельный шариатский стандарт по золоту крайне необходим. Многие люди считали, что золото не заслуживает отдельного шариатского стандарта Международной организации по бухучету и аудиту исламских финансовых учреждений (AAOIFI).

Они считали, что руководящие принципы по сделкам с золотом достаточно освещаются существующим шариатским стандартом по трейдингу валютами, поскольку подавляющее большинство ученых, как классических, так и современных, считает золото активом, выполняющим функции валюты.

Таково было мое первое впечатление, когда в 2014 году к нам в Amanie Advisors обратился Всемирный совет по золоту (World Gold Council). Я лично впал в заблуждение своим ограниченным шариатским мышлением и недооценил некоторые тонкости принципов, касающихся золота и отличающие его свойства от валют.

Более того, я был неосведомлен о многочисленных технических стандартах по золоту, существующих в мире. Когда Всемирный совет по золоту выразил намерение серьезно изучить вопрос о создании шариатского совета по золоту, это побудило меня изучить тему с практической точки зрения.

Работая вместе с Всемирным советом по золоту, нам удалось рассмотреть столько важных вопросов, перспектив и проблем, окружающих цепочку производства, распределения, инвестиций и монетизации золота в мире.

С самого начала это показалось нам хорошим и целесообразным исследованием, потенциально востребованным шариатским стандартом в мировом масштабе. Участие AAOIFI в этой инициативе было беспрецедентным.

Я убежден, что шариатский стандарт золота выпускается в самое нужное время. Интерес к золоту движется по восходящей траектории, его проявляют частные лица, корпорации и государства.

Я бы хотел подчеркнуть, что этот шариатский стандарт действительно меняет правила игры. Интуитивно многие после прочтения этого шариатского стандарта думают, что все эти предписания должны были быть сформулированы еще много лет назад. Все пункты стандарта по большому счету витали в воздухе и мелькали в умах людей, как обычных, так и ученых, на протяжении долгих лет.

AAOIFI уже выпустила более 50 шариатских стандартов. Что же такое особенное есть в этом конкретном стандарте?

Во-первых, в данном шариатском стандарте особое внимание уделено разбору конкретных постановлений для каждого вида договоров, применяющихся в сделках с золотом – салям (авансовое финансирование), истисна (договор изготовления под заказ), арбун (задаток), рахн (залог), мукаса (зачет), хамиш джиддия (страховой депозит) и ва'д (обещание).

При этом стандарт даже не определяет золото в обычном техническом смысле, как многие могли ожидать. Вместо этого AAOIFI дает широкое определение золота как «известного драгоценного природного металла».

Касательно состава в шариатском стандарте указывается интересный момент – если чистое золото составляет менее 50% от общей смеси, оно не будет считаться золотом во всех случаях кроме прямой продажи или обмена на золото или серебро в рамках спотовой сделки.

Формулировки нормативов и различные сценарии обеспечивают крайне важную прозрачность для всех заинтересованных сторон, ведь золотые предметы в наше время бывают в разных формах. Шариатский стандарт рассматривает различные содержания золота в сплавах, хотя это и требует большой скрупулезности.

Также стоит отметить, что в одном и том же разделе стандарта приводятся 2 разных шариатских мнения в отношении ювелирных изделий, поскольку оба мнения правовых школ сильны среди современных ученых и шариатских советов многих исламских финансовых организаций от Индонезии до Америки. Т.е., в стандарте разрешается применение любого из этих мнений, что является довольно редким феноменом для шариатских стандартов.

Перевод с английского языка (в сокращении) по материалам статьи д-ра Мухаммада Дауда Бакара специально для Muslimeco


15 декабря 2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку