Заключительный документ Третьей международной научно-практической
конференции
"Повышение квалификации преподавателей в теологическом образовании и международный опыт использования современных информационных технологий и дистанционного обучения"
Москва 3 декабря 2010 г.
Конференция является результатом сотрудничества органов государственной власти и исламских образовательных учреждений России и организована Московским исламским университетом и Санкт-петербургским государственным университетом, которые являются партнерами в рамках реализации мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Эта программа была начата в 2007 году и в ней принимает участие ряд крупных государственных университетов, с одной стороны, и несколько исламских университетов и институтов, с другой.
В работе Конференции приняли участие более 150 участников, в числе которых представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Министерства образования и науки, Министерства иностранных дел, Правительства Москвы, руководители государственных и исламских университетов, а также других учебных заведений, входящих в состав Совета по исламскому образованию, руководители общественных и благотворительных организаций. Кроме того, на Конференцию прибыли гости и послы из Турции, Саудовской Аравии, Индонезии, Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, Великобритании, Азербайджана, Палестины, Судана, Ирака, Украины и других стран.
Участники Конференции единодушно признают, что в России, начиная с 2000 г., произошли очень серьезные изменения в сфере религиозного образования и что эти изменения стали возможными благодаря поддержке государственной власти официальных религиозных структур российских мусульман и исламских образовательных учреждений. На Конференции неоднократно подчеркивалось, что еще в 2002 году глава российского государства Владимир Путин поддержал предложение о создании крупных исламских университетских центров в нескольких регионах России, где традиционно проживают мусульманские народы.
Сегодня такие университеты действуют в Москве – Московский исламский университет, в Казани – Российский исламский институт, в Уфе – Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман России, в Махачкале – Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки, в Нальчике – Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы, в Грозном – Российский исламский университет имени Кунта Хаджи. Общее число исламских учебных заведений в России уже превышает цифру 90.
Соглашаясь с тем, что в количественном отношении у нас в стране сложилась система исламского религиозного образования, участники Конференции признают, что возрождение исламского образования в нашей стране столкнулось с рядом проблем как внутреннего, так и внешнего порядка. Среди данных проблем участники мероприятия отмечают необходимость существенного повышения качества трех составляющих развития исламского образования в России:
- материально-технической базы исламских образовательных учреждений;
- учебно-методического обеспечения;
- профессорско-преподавательского состава.
Кроме того, участники Конференции обращают особое внимание государственных властей, духовных лидеров и руководителей исламских образовательных учреждений страны на опасность распространения экстремистских и радикальных взглядов среди мусульманской молодежи. Более того, на взгляд участников мероприятия, эти явления преобразовались в процесс ползучей и скрытой агрессии, которая при малейшем социальном, национальном или межрелигиозном конфликте может вылиться в организованные политические акции. Согласно единодушному убеждению всех участников Конференции, задачи развития исламского образования становятся сегодня нашими общими, как для мусульманской уммы и всего российского общества, так и для государства.
По итогам Конференции участники мероприятия приняли следующие предложения органам государственной власти, официальным духовным структурам, благотворительным организациям:
1. Одобрить результаты программы целевой подготовки студентов в ряде государственных вузов по светским специальностям по направлению исламских религиозных организаций.
2. Продолжить реализацию плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2011-2015 гг.
3. Расширить практику поддержки российских имамов, преподавателей и работников исламских учебных заведений со стороны российских и международных благотворительных фондов и организаций.
4. Поддержать деятельность Совета по исламскому образованию по разработке единых стандартов исламского образования, объединению усилий исламских учебных заведений, действующих в нашей стране.
5. Наладить сотрудничество Совета по исламскому образованию с органами государственной власти, благотворительными фондами, международными организациями, официальными духовными структурами России в сфере подготовки единого исламского образовательного стандарта, учебных программ, учебных пособий и подготовки квалифицированных преподавательских кадров, а также в области противодействия распространения экстремизма и радикализма среди мусульманской молодежи.
6. Ускорить введение в Номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ, в раздел “гуманитарные науки”, научной специальности “теология” для решения задачи развития теологического образования и науки в современной России.
7. Формировать диссертационные советы по научной специальности «теология» (с указанием конфессии) на переходный период из ученых смежных специальностей (философов, историков, филологов, религиоведов и др.), область научных интересов которых включает богословие соответствующей конфессии, обладающих высшей научно-теологической квалификацией, подтвержденной в рамках системы научной аттестации данной конфессии.